Проект в старшей группе «Семья и семейные традиции»

Цель проекта:

Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.

Задачи:

Обучающие:

Расширять у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, праздникам, реликвиям. Закрепить знания о ближнем окружении, помочь детям разбираться в родственных связях. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи», родословная.

Развивающие:

Закреплять умение составлять рассказ о членах своей семьи, называть родственников, отвечать на вопросы, развивать речевые умения детей вести монолог и диалог, используя свой личный опыт, развитие грамматически правильной речи.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, учить проявлять о них заботу. Заинтересовать родителей путем их привлечения к совместной творческой деятельности с детьми. Способствовать развитию тесных взаимоотношений между родителями и педагогами, повысить заинтересованность родителей во взаимодействии с ДОУ.

Актуальность:

Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

В современном обществе, характеризующимся высокой активностью, душевными затратами, дефицитом человеческого тепла и внимания, теряется связь поколений, семья перестает быть крепостью и опорой для ее членов, забываются традиции, обычаи, прошлое. Постепенно ослабевает воспитательный потенциал семьи. Дети не имеют достаточных знаний о членах своей семьи. А, ведь еще древние педагоги считали, что воспитывать детей нужно в любви и уважении к родителям и почитании предков, растить будущего семьянина с малых лет. Очень хочется, чтобы ниточка, связывающая людей в семейных отношениях, была толстым канатом, способным удерживать весь род. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

Планируемый результат со стороны детей: узнают историю своей семьи, семейные традиции, праздники и участвуют в них; сформирован интерес к познанию истории своей семьи.

Планируемый результат со стороны родителей: повысится активность участия родителей в жизнедеятельности своих детей, группы д/с. Повысится педагогическая культура родителей. Участие родителей в оформлении выставки «Генеалогическое древо семьи». Заинтересованность родителей в продолжении сотрудничества.

Формы работы с детьми.

Социально-коммуникативное развитие:

ü Рассматривание семейных фотографий.

ü Беседы: «Что такое семья», «Род и родословная», «На кого ты хочешь быть похож? Почему?», «Что такое традиции и традиции в нашей семье», «Что вы любите делать всей семьей?», «Как вы отдыхаете всей семьей? Куда ходите?», «Выходной день в моей семье», «Права и обязанности в семье», «Как я помогаю дома», «Для чего человеку дано имя» (знакомство со свидетельством о рождении), «Гостеприимство, почитание родителей – русские традиции».

ü Наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.

ü Проблемные ситуации «Что ты будешь делать, если мама заболеет/ папа уедет?», «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Сломался стул/ игрушка»

ü Игра – тренинг «Я потерялся», «Я один дома» (ОБЖ)

ü Игра «Свой, чужой, знакомый» (ОБЖ)

ü Дидактические игры «Разложи по порядку» (картинки людей с учетом возрастных изменений), «Собери портрет из деталей», «Радость или огорчение» (родителям от поступков детей, игра с фишками), «Бабушкино лукошко» (вредная и полезная еда), «Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Моя родословная», «Чьи детки? », «Что из чего?», «Четвертый лишний», «Маленькие помощники», «Грязи нет и пыли нет», «Сложи картинку», «Родственные отношения», лото, «Собери матрешку», «Что сначала, что потом» (сервировка стола)

ü Сюжетно-ролевая игры «Семья», «День рожденья», «Магазин».

ü Стимулировать желание детей участвовать в трудовой деятельности: поможем убрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы и т.п.

ü Ситуативное обсуждение домашних рецептов /отзывы о приготовлении блюд дома.

Речевое развитие:

ü Заучивание стихов о семье.

ü Загадки о семье, профессиях, мебели и посуде.

ü Рассматривание иллюстраций картин (портретов), составление описательных рассказов по алгоритму.

ü Дидактические игры «Один-много», «Какой? Какая? Какие?», «Назови ласково», «Закончи предложение».

ü Чтение и обсуждение литературных произведений: стихи, рассказы, соответствующей тематике: Е. Благинина «Посидим в тишине», С. Михалков «А что у вас?», Б. Емельянов «Мамины руки», В. Осеева «Волшебное слово», К. Ушинский «Косточка», М. Матвеева «Синяя чашка», К. Паустовский «Теплый хлеб», С. Маршак «Сказка об умном мышонке», В. Катаев «Цветик-семицветик», Е. Пермяк «Мамина работа», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», В. Белов «Мамина дочка», Л. Толстой «Старый дед и внучек», А. Барто «Как Вовка бабушек выручил», В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки», Т.А. Шорыгина «Похищенное имя», Б. Житков «Чудесное имя».

ü Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, петух и лиса».

ü Знакомство с пословицами и поговорками о семье.

ü Загадки по теме.

ü Составление рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома». «Мой дом, моя семья».

ü Словесные игры «Кто старше / младше?», «Заверши предложение», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать», «Назови как тебя дома ласково называют?».

Художественно-эстетическое развитие:

ü Прослушивание аудиозаписей и песенок о маме, папе, дедушке и бабушке.

ü Рисование «Мой дом», «Моя семья», «Хохломские ложки расписные», «Портрет моей мамы».

ü Аппликация «Блюдце гжель» (объемная аппликация).

 

Познавательное развитие:

ü Наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.

ü Просмотр мультимедийных презентаций «Моя семья», «Профессии», «Путешествие в мир посуды».

ü Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Цветик-семицветик», «Федорино горе», «Мойдодыр».

Работа с родителями:

ü Консультации «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома», «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

ü Оформление выставки: «Генеологическое древо семьи».

Участие в городском конкурсе рисунков «Мамина мечта» и краевом конкурсе декоративно-прикладного творчества «Мама – мой ангел земной».