• Цели: закрепить представление детей о видах линий, их характере и выразительности;
  • продолжить знакомство с разнообразными способами графического линейного рисунка.
  • учить детей понимать, различать и изображать с помощью линии различные человеческие чувства и ощущения.
    Подбирать цвет линий в соответствии с характером.

Ход занятия.
Воспитатель: сегодня мы будем рисовать линии – линии не простые, а с характером. У всего на свете есть характер. Например, мой знакомый мальчик Юра очень обидчивый. У нас в группе есть ребята спокойные, есть и другие – с драчливым, крикливым характером.
У линии тоже бывает характер. Например, ленивая линия – любит подолгу спать. Прыгучая, наоборот, все время скачет и прыгает по листу.
Если я хочу нарисовать «вертлявую» линию, а при этом сижу спокойно и мечтаю, то мне это вряд ли удастся. Чтобы нарисовать такую линию необходимо сосредоточиться на этом характере, и ваша рука быстро нарисует нужную линию.

Итак, начинаем. Но для начала разомнем пальчики и сделаем для них гимнастику. «Птички зимой»

Прилетайте, птички!

(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)

Сала дам синичке.

(«Режущие движения» одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,

(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

Хлебушка немножко.

(Тереть подушечки пальцев друг о друга)

Эти крошки – голубям,

(Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки – воробьям.

(Тоже самое с левой ладонью)

Галки да вороны,

Ешьте макароны!

(Тереть ладонь о ладонь, катая из хлеба макароны)

Воспитатель: Молодцы, ребята, разогрели пальчики, а теперь приступим к рисованию первой линии.

Смелая линия.
Она спокойно и уверено, ровно идет по листу бумаги, ее хорошо видно, потому что она ничего не боится. Чтобы изобразить эту линию, нужно уверено, с достаточной силой нажимать на карандаш. Настройтесь сейчас и подберите подходящий цвет к спокойной линии. Рука сама нарисует эту линию на вашем листе.
Дети подбирают цвет фломастера для своей смелой линии, воспитатель зачитывает отрывок из стихотворения.

Запомни это навсегда:

В себя поверить важно.

Не сомневайся никогда,

Не бойся быть отважным!

Отрывок из стихотворения (Г. Остера «Надо быть отважным»)


Воспитатель: Ребята, у вас очень хорошо получается! Давай немного поиграем в игру, которая называется «Во дворе».

Раз, два, раз, два –                (хлопаем в ладоши)
Начинается игра.
Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения)
Строим горку во дворе.
Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд,

поворачиваем корпус вправо и влево)
Двор украшен в декабре.
Раз, два, раз, два                (ритмично топаем)
Вот и кончилась игра. 

Воспитатель: Умнички! Размялись, а теперь продолжим рисовать наши линии! Следующая линия – Трусливая.

Попробуем изобразить трусливую линию. Она всего боится. Бежит по бумаге маленькими прерывистыми шажками и постоянно оглядывается, вдруг кто – то бежит позади нее, пытаясь догнать.

Как вы считаете, какого цвета трусливая линия? Какая она? Она прерывистая, тоненькая очень частая. Чтобы изобразить эту линию, нужно несильно давить на карандаш.

Дети изображают линию, воспитатель читает стишок о трусости.

Трехлетняя гражданка
По имени Татьянка
Была не забияка,
Выла она бояка.

Только муха прожужжит,
Таня к бабушке бежит:
— Спрячь меня, бабуся!
Я ее боюся…

Отрывок из стихотворения «О смелости» (Э. Успенский)

 

Воспитатель: далее, предлагаю закончить наше занятие на радостной нотке и изобразить Радостную, веселую линию. Веселая линия как волна, гуляет барашками вдоль всего листа. Как заставить двигаться руку, чтобы она нарисовала веселую линию? Нужно, чтобы и у вас самих было веселое настроение. Это настроение вам поможет выразить цвет. Дети подбирают для своей веселой линии цвета карандашей и быстро проводят ее на своем листе. Воспитатель читает веселый стишок – небылицу.

Надевала Манечка

Варежки на ножки,

Прицепила к голове

Красные сапожки.


Рефлексия.

В конце занятия можно предложить детям разыграть роли и даже маленькие сценки между линиями.
Предложить ответить на вопросы:
Что трусливая линия говорит спокойной?
С кем дружит веселая линия?